Программа на 23-27 сентября
Урок 1.
Местоимение как часть речи
Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
Местоимение заменяет в речи имена существительные, имена прилагательные, имена числительные и указывает соответственно на предмет, на признак или на количество, но не называет их. Слово «местоимение» означает – «вместо имени».
Слова, не называющие, но указывающие на время действия (когда-то), место (там), причину (почему), цель (зачем-то), образ действия (кое-как) одни лингвисты относят к наречиям (учебники М.Т. Баранова и М.М. Разумовской), а другие – к местоимениям (учебник В.В. Бабайцевой).
- личные: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они;
- возвратное: себя;
- притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой;
- вопросительные: кто?, что?, какой?, чей?, который?, сколько?;
- относительные: кто, что, какой, чей, который, сколько;
- отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей;
- неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, кое-какой и др.;
- определительные: сам, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой;
- указательные: тот, этот, такой, таков, столько.
Выполните задания
Упражнение 1. Вставьте нужные формы местоимений в эти предложения:
1. Что ты знаешь о (он)?
2. Зачем ты едешь к (она)?
3. Он не любит (я).
4. Кто это с (вы)?
5. Какие отношения между (ты) и (она)?
6. Я не хочу с (они) говорить.
7. Она постоянно думает о (он).
8. Кто пойдёт в кино с (мы)?
9. Давайте позвоним (она).
10. Она уже забыла обо (я).
Упражнение 2 . Вместо точек вставьте нужное местоимение.
Модель: Это мой словарь. … лежит тут. – Это мой словарь. Он лежит тут.
1.Это мой брат. … учится здесь. 2. Это моя мама. … дома. 3. Это наше
окно. … там. 4. Это твой друг. … слушает радио. 5. Это ваш преподаватель. …
работает тут. 6. Это твоя сестра. … учит слова. 7. Это наш учитель. … читает
текст. 8. Это моё письмо. … лежит там. 9. Это наша подруга. … повторяет
глаголы. 10. Это твоё кресло. … стоит там.
Упражнение 3. Ответьте на вопросы по модели.
Модель: Чей это учебник? Твой? – Нет, это не мой. Это твой учебник.
1. Чей это словарь? Твой? 2. Чья это книга? Ваша? 3. Чьё это письмо?
Моё? 4. Чьи это тетради? Наши?
Упражнение 4. Слова из скобок поставьте в нужном падеже.
1. Вчера мы были … (театр). Вы тоже ездили … (театр)? 2. Инженер идёт
… (завод). Он работает … (завод). 3. Мы берём книги … (библиотека). Утром
я ходил … (библиотека). 4. В воскресенье Ахмед и Рашид ходили … (клуб). Я
тоже был … (клуб). 5. Летом Анна ездила … (Одесса). А вы были … (Одесса)?
6. Антон идёт … (деканат). Утром я тоже был … (деканат). 7. Мария ходила …
(почта). … (почта) она купила конверты и марки. 8. Утром моя сестра ходила
… (магазин). … (магазин) она купила молоко и хлеб.
Упражнение 5. Вставьте вместо точек нужное местоимение.
Модель: Это … книга. – Это моя книга.
А) мой, моя, моё
1. Это … ручка. 2. Это … карандаш. 3. Это … стол. 4. Это … упражнение.
5. Это … мама. 6. Это … окно.
Б) наш, наша, наше
1. Это … класс. 2. Это … комната. 3. Это … окно. 4. Это …
преподаватель. 5. Это … академия. 6. Это … словарь.
4
В) твой, твоя, твоё
1. Это … дом. 2. Это … бабушка. 3. Это … слово. 4. Это … учебник.
5. Это … подруга. 6. Это … письмо.
Г) ваш, ваша, ваше
1. Это … журнал. 2. Это … семья. 3. Это … группа. 4. Это …
преподаватель. 5. Это … отец. 6. Это … письмо.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Напишите сочинение на тему '' Этоя я обязательно сделаю в будущем''.
''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
Урок 2.
Читаем и разбираем рассказ ''Каша из топора''.
Выполните упражнения
1.Пишите существительные во множественном числе:
Аптека………………….., салат……………………., нож…………, стул……………., врач……………., шкаф…………….., телефон……………….., лекция…………………….., море…………………., буква………………., город……………….., библиотека……………………., платье……………………, журнал…………………., здание…………………, бабушка…………………………., друг……………………., брат…………….., кресло……………………………, человек…………………., цифра…………., ресторан……………….. , ребёнок……………….., дерево………………….
2.Пишите, чей, чья, чье? Работайте по модели:
Библиотека (я) – моя.
Сад (ты) – твой
|
библиотека (вы)…………………..; факс (ты)…………………..; адрес (он)…………..; окно (я)………………….; пальто (она)………………; бабушка (мы)……………….; улица (я)……………; дедушка (ты)……………..; президент (мы)……………; телефон (она)…..; профессор (вы)……………..; врач (он)……………..; музей (мы)…………
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Прочитать 3 басни по выбору
Подготовить пересказ, конспект записать у себя в блогах.
'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''
Программа на 16-20 сентября
Урок 1.
Классная работа
1.Отметьте правильный вариант:
….. университет. 1) мой
2) моя
3) моё
| ….собака. 1) моё
2) моя
3) мой
|
….море. 1) чей
2) чья
3) чьё
| ….станция. 1) твой
2) твоя
3) твоё
|
….. виза. 1) наш
2) наша
3) наше
| ….компьютер. 1) ваше
2) ваша
3) ваш
|
….радио. 1) ваш
2) ваше
3) ваша
| ….город. 1) наш
2) наша
3) наше
|
….щенок. 1) ваш
2) ваше
3) ваша
| ….кухня. 1) наш
2) наша
3) наше
|
….. компьютер. 1) мой
2) моя
3) моё
| ….кошка. 1) моё
2) моя
3) мой
|
2.Подберите верные окончания
Красив_ дом, уютн_ постель, верн_ друзья, интересн_ книга, темн_ ночь, скор_ помощь, быстр_ движения, быстр_ интернет, бел_ бумага, холодн_ рука, тяжел_ шкаф, сильн_ ветер, шоколадн_ конфеты, закрыт_ окно, смешн_ фильм.
3. Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме.
Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________. Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________дрожали у него от старость _____________: несет ложка ______________ ко рот ___________ – и суп расплескивает.Не понравилось это сын_____ и невестка______________: перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________. Задрожалирука__________ у старик_________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормитьотец________ из старой деревянной миска__________.У старикова сын был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то изщепочка__________________.Что ты делаешь, дитятко? — спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.Коробочка ________________, — отвечает дитя, — вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.
Прочитать историю «В лесу»
Домашняя работа
1.
- Прочитайте историю «Мы пишем рассказ».
- Подготовьте пересказ прочитанной истории..
- 2. Перепишите, поставив существительные (в скобках) в соответствующей падежной форме. 1. Гаврилу охватила волна (воспоминания) о своей (деревенька), сбегавшей по крутой горе вниз к (речка), скрытой в (роща) (М. Г.). 2. Так он жил с (ощущение), что можно позвонить и прийти к (Любовь Петровна) (Сол.). 3. Сижу я в (полузабытьё): ни сплю, ни бодрствую (Сладк.). 4. Снег в (изножие) деревьев напоминал постный сахар (Наг.). 5. Я жил в (очарование) (непостижимость) окружающего (Наг.). 6. В ожесточенном (пение) ветров не слышит сердце правильных (созвучия) (Забол.). 7. А сколько (дела), (события), (судьбы), людских (печали) и (победы) вместилось в эти десять (сутки), что обратились в десять лет! (Твард.). 8. Стволы (яблони), (груши), (вишни) и слив выкрашены от червей в белую краску (Ч.). 9. В (отдаление) еще толпились тяжелые громадные тучи (Т.). 10 Желанный друг неведомых (столетия)! Ты весь дрожишь, ты потрясен былым! (Брюс.).
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
Урок второй
Классная работа
Читаем и разбираем рассказ «Внук и робот»
Выполняем упражнения
Домашняя работа
Выполните задания
Составьте предложения со словами: ведет, везет, обошел, вышел, подошел.
<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<<
Программа на 9-13 сентября
Урок 1.
Имя существительное
Имя существительное – это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.
Мама, мне нужна твоя помощь!
1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Основные признаки имени существительного.
- Грамматическое значение имени существительного – общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что? Или кто? Данная часть речи может обозначать следующее:
1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка);
2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар);
3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель);
4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон);
5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник);
6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева).
- Синтаксический признак существительного – это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.
Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее).Борщ готовится из свеклы, капусты, картофеля и других овощей (дополнение).Свекла – это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое).Свекла из огорода – самая полезная (определение).Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение).
Мама, мне нужна твоя помощь!
- По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:
1. Имена нарицательные – это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.
2. Имена собственные – это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.
Особенности имён собственных в русском языке:
- Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
- Имена собственные имеют только одну форму числа.
- Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
- Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
- Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные – переходить в разряд имён собственных: Бостон – бостон (вид танца), правда – газета «Правда».
- По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:
1. Одушевлённые имена существительные – те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?»: отец, щенок, кит, стрекоза.
2. Неодушевлённые имена существительные – те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?»: стена, доска, автомат, корабль и др.
- По значению существительные можно разделить на четыре вида:
Вещественные – вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа – ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.
Конкретные – имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь. Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.
Собирательные – это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов – войско, много листьев – листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.
Абстрактные (отвлечённые) – это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.
Выполнить задания
1. В каком ряду все слова являются именами существительными?
- А) растение, трое, возгорание, поле
- Б) каре, тире, варьете, вместе
- В) натрий, карий, алюминий, всякий
- Г) манго, облако, древко, повидло
2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?
- А) буйвол, воробей, зверь
- Б) народ, труп, студенчество
- В) робот, покойник, туз
- Г) черт, эгоист, леший
- 3. Подчеркни только имена существительные:
- Жук, обед, идёт, мама, сын, говорит, стол, ножка, милая, пошёл, немножко, кресло, буфет, алый, аппетит, бабушка, бантик, белый, берег, билет, вагон, вкусный .
- 4. Укажи, какие существительные одушевлённые, а какие- неодушевлённые.Брат, ванна, вкус, вода, Валя, глаз, год, гадюка, голова, городок, гриб, дедушка, день, ёж, дикобраз, дождь, подорожник, дочь, ель, журавль, зверь, котик, медведь, мёд .
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Имя существительное отвечает на вопросы:а) какой? какая? какое? какие?б) кто? что?в) что делать? что сделать?2. Подчеркните только имена существительные.Игрушка, прыгать, синий, дождь, прыжок, радость, стол, дождливый, букет, красивый.3.Напиши, на какой вопрос отвечают неодушевлённые имена существительные:4.Напиши слова в два столбика:Лесник, берёзы, письмо, лес, белка, корабль, капитан, писатель.одуш. сущ. неодуш. сущ.
5. Определите число у имен существительных:Озеро, пенал, ножницы, стрекоза, брюки, сорока, Волга, куры.6.Измените по образцу число имен существительных образец:( морозы – мороз)друзья - ___________________коробка - ___________________пироги - ___________________дожди - _____________________7.Запишите 3 имени собственных в каждую группу.Имена девочек:________________________________________________________________Клички животных:_____________________________________________________________8.В каких случаях выделенное слово нужно писать с заглавной буквы?- Мой друг приехал в город (О,о)рёл.
- Наш герб украшает двуглавый (О,о)рёл.
- Иванова (П,п)оля дежурная по классу.
- С (П,п)оля убрали весь урожай.
9.Опиши существительные по плану: одуш. –неодуш., собств. – нариц., ед.ч. – мн.ч.Мурзик ____________________________________________________________снежинка __________________________________________________________________утята __________________________________________________________________1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:а) признак предмета;б) действие предмета;в) предмет.2. Подчеркните только имена существительные.Игра, рисовать, мороз, рисунок, зеленый, звонить, звон, встречать, корм, кормить.3.Напиши, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительные:_____________________________________________________________________________4.Напиши слова в два столбика:Берег, птицы, гнездо, река, медведь, машина, шофёр, художник.одуш. сущ. неодуш. сущ.
5. Определите число у имен существительных:Солнце, очки, сапог, качели, Москва, еж, шахматы, голубь.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Урок 2.
Род существительных
В русском языке существует три рода имен существительных:
мужской, женский, средний
Определить род имени существительного можно по его окончанию в именительном падеже.
1.Имена существительные мужского рода оканчиваются на согласную или й
Примеры: адрес, брат, взрослый.
2.Имена существительные женского рода на —а, —я или —ия
Примеры: книга, аллея, биология.
3. Имена существительные среднего рода на —е, —о или –ие
Примеры:
животное
лето
курение
3. Имена существительные среднего рода на —е, —о или –ие
Примеры:
животное
лето
курение
лето
курение
Некоторые слова мужского рода могут оканчиваться на —a/я, например мужчина, дедушка, дядя. Также на —а/я оканчиваются уменьшительно-ласкательные формы имен, например Вася, Андрюша и так далее.
Имена существительные среднего рода с окончаниями -о, -е или —и, позаимствованные из иностранных языков (например кино, кафе или такси), не склоняются, т.е. не изменяются по падежам.
Выполните задания
1.Выберите существительные среднего рода.Мороз, морозище, чудище, село, степь, добро, акварель, пальтишко, домишко.
2. Выберите существительные мужского рода.
Молодой тюлень, красивая бабочка, тонкий тюль, белое облако,
ромашковый шампунь, тёплое одеяло, белый рояль.
3.Выберите существительные женского рода.
Мышь, камыш, лебедь, лошадь, тушь, ущелье, бандероль, повидло,
часы, мозоль, облако, очки, шампунь, ромашка, письмо, ножницы.
4. Определите род существительных.
Жена, дитя, книга, бедняга, сирота, злюка, время, дедушка, вояка, косуля, слониха, жаба, акула, тихоня, стремя, мачеха, Бетси, буржуа, имя, семя, существо, домишко, пальто, ничтожество, какао, кофе, окно, божество, животное, страшилище, брюки, сирокко, депо, портье, конферансье, гусь, ножницы, гусак, гусыня, родитель, врач, директор, письмо, подмастерье, лошадь, конь, голосище, кость, гость, нож, дрожь, такси, вилы, авеню, рояль, шампунь, диагональ, тюль, вуаль, жалюзи, макароны, ясли, толки, нападки, носилки, часы, тряпьё, зверьё, мёд, фарфор, бархат, конопля, деньги, сутки, каникулы, похороны, сластёна, неженка, заводила, умница, гуляка, плакса, домина, гостиная, столовая, ванная, горничная, мороженое, жаркое, сани.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1.Составь сочетания имен существительных со словами мой, моя, мое, укажи род.
Свеча, полотно, друг, взгляд, дочка, вьюга, ружье, озеро, кроссворд, жилище.
2.Определи род существительных, запиши слова в три столбика. Над столбиками напиши :м.р., ж.р, ср.р.
Жидкость, кино, киносъемка, килограмм, рассада, питье, свет, поездка, новоселье, подъезд, троллейбус.
- 3.Запиши стихотворение, найди существительные, укажи их род.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
2 сентября
В 1 день проектной недели участники продемонстрировали умение работать в команде. Шли бурные дискуссии и обсуждения. Каждая команда выбрала жанр фильма, который будет снимать. В каждой команде были выбраны режиссёр. сценарист и актёры.
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Проект "Сам себе режиссёр".
Участники проекта: 6-8 классы
Цель проекта: создать собственный короткометражный фильм.
Ход проекта: проект состоит из 2 частей
1. Участники проделывают исследовательскую работу. С помощью которого должны написать небольшую статью про историю кино и режиссуру.
Поисковые задания.
1. История кино.
2. Современное кино.
3. Тонкости режиссёрства
4. Жанры кино
2. Участники проекта делятся на 3 группы. И исходя из своих наблюдений снимают короткометражный фильм на основе детально разработанного сценария.
Комментариев нет:
Отправить комментарий