9 класс

Программа на 23-27 сентября


Урок 1.



Классная работа 
Отрицательные местоимения никтоничтонекогонечегоникакойничейнисколько образуются от вопросительных и указывают на отсутствие предмета, признака или количества: Никто ничего не заметилНичему не удивляйсяНекому пожаловатьсяНе к чему придратьсяНикакой суп я не люблюЭто собака ничьяСколько у тебя пятёрок? – Нисколько.

  • НЕ- под ударением
  • некто
  • нечего
  • некуда
  • некому
  • незачем
  • НИ- без ударения
  • никто
  • ничего
  • никуда

  • никому
  • никак
  • слитно при отсутствии предлога
  • некем
  • никого
  • нечем
  • ничто
  • раздельно при наличии предлога
  • не с кем
  • ни у кого
  • не о чем
  • ни за что


Упражнение 1
1. (Не, ни) кто не встретил приехавших. 2. (Не, ни) какого письма я (не, ни) от кого не получал. 3. Ему (не, ни) к кому было пойти. 4. Этому одинокому человеку поговорить (не, ни) с кем, но он и не ищет (не, ни) чьей дружбы. 5. Ему не хочется (не, ни) с кем встречаться. 6. Библиотека была закрыта, и вернуть книгу было (не, ни) кому. 7. Кто (то) ночью постучал в мою дверь. Это был (не, ни) кто иной, как мой товарищ. (Не, ни) кто другой не стал бы меня будить. 8. Произошло что (то) неожиданное. 9. Не было (не, ни) какой возможности ехать дальше. 10. Вдали виднелись какие (то) развалины; это было (не, ни) что иное, как разрушенная старинная башня. 11. (Не, ни) у кого было спросить, когда приедет мой друг. (Не, ни) на чем и (не, ни) чем было написать ему записку, да и (не, ни) с кем было бы ее передать. 12. Отставать (не, ни) кому не хочется. 13. Последним в строю туристов идет (не, ни) кто иной, как инструктор. 14. Об этом надо говорить (не, ни) с кем иным, как с директором. 15. (Не, ни) сколько минут молчали. 16. Меня (не, ни) сколько не беспокоила мысль об отъезде.
Упражнение 2 
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Не (за) что благодарить; н.. (за) что не благодарил; (не) когда болтать; (не) кого спросить; увидел (н..) кого иного, как отца; (н..) кого иного не увидел; (не) кому доложить; сообщил (н..) кому другому, как директору; (н..) кому другому нельзя доложить; (не) куда спешить; (н..) где не находил покоя; это (н..) как невозможно; (н..) какой благодарности; не (на) что купить; н.. (на) что не обращать внимания; не (от) куда ждать помощи; (не) чем заняться; здание было (н..) чем иным, как университетом; (н..) чем иным объяснить не мог; (н..) когда не опаздывал; (н..) куда не спешил; н.. (к) чему не притрагивался; н.. (от) куда не ждал вестей; н.. (по) чём не догадался бы; я здесь н.. (при) чём; это его (н..) сколько не занимало; (н..) чей щенок; (во) что (бы) то (н..) стало; н.. (в) какую не соглашался.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


1. (Н…)чья судьба, кроме своей собственной, вас более не интересует (Бут.). 2. Пилат повернулся и пошел к помосту, назад к ступеням, не глядя (н…)(на) что, кроме разноцветных шашек настила под ногами, чтобы не оступиться (Булг). 3. Но (н…)какого Коровьева так и не нашли, и (н…)какого Коровьева (н…)кто в доме не знал и не видел (Булг.). 4. Стало совершен…ясно, что Никанор Иванович (н…)(к)каким разговорам не пригоден (Булг). 5. Больше (н…)что не тревожило друзей (Биан). 6. Пастух клялся потом, что зверь шел через лес, (н…)(на)кого не обращая внимания (Биан.). 1. Настоящую нежность не спутаешь (н…)(с)чем, и она тиха (Ахм.). 8. Скучен день до вечера, коли делать (н…)чего (Посл.). 9. (Н…)(с)кем мне поговорить и (н…)кого послушать (Ч.). 10. Но (н…)кому мне шляпой поклониться, (н…)(в)чьих глазах не нахожу приют (Ес.).


2. Вставьте на месте пропусков е или и.
(Н_) за что (н_) берусь.
(Н_)чего (н_) хочу.
(Н_)чуть (н_) боюсь.
(Н_)сколько (н_) страшно.
(Н_) о чем заботиться.
(Н_)где играть.
(Н_) с кем дружить.
(Н_) у кого (н_) был.
(Н_)как (н_) пойму.
(Н_)откуда взять.

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''

Урок 2.

Выполнить упражнения

Упражнение 1. Ответьте на вопросы.
1. Где стоит лампа? (журнальный столик) 2. Куда он повесил куртку? (вешалка) 3. Куда он поставил будильник? (кровать) 4. Где стоит твой письменный стол? (окно) 5. Откуда он идёт? (центральный рынок) 6. Куда ты обычно кладёшь деньги? (чёрный кошелёк)

Упражнение 2. Ответьте на вопросы.
1. Куда положить твою линейку? (мою сумку) 2. Где лежат сыр и масло? (холодильник, кухня) 3. Где ты покупал мясо? (центральный рынок) 4. Откуда ты идёшь? (наш душ) 5. Куда ты ходил? (городская набережная) 6. Откуда приехали эти студенты? (Китай)

Упражнение 3. Ответьте на вопросы.
1. Куда ты идёшь с книгами? (библиотека) 2. Откуда ты едешь? (аэропорт) 3. Где ты бегаешь по утрам? (стадион) 4. Куда плывёт этот корабль? (другая страна) 5. Откуда ты прилетела? (Ближний Восток) 6. Где вы занимались сегодня? (компьютерный класс)

 Упражнение 4. У? Около? Вокруг? После? С? С … до? От … до? Вместо? Для? Из? Из-за? Без?
1. ……… ………………………….. (Александр) есть друг.
2. Магазин находится ……… …………………………… (аптека).
3. ………. ………………………….. (дом) нет …………………………… (цветы).
4. ………. …………………………… (лекция) мы идём домой.
5. ……… …………………………… (утро) ……… …………………………. (вечер) шёл сильный дождь.
6. …………………. (экскурсия) …………………………… я поеду на концерт.
7. Я купила книгу ……… ………………………….. (подруга).
8. Откуда вы идёте? Я иду ……… ………………………….. (церковь), она ………. ………………………….. (работа).
9. ………. …………………………… (ты) я опоздал на автобус.
10. ………. ………………………….. (деньги) невозможно жить.
11. ……… ………………………….. (Таллинн) ………. …………………………… (Тарту) 2 часа езды на поезде.
Упражнение 5.. Без? Около? Вокруг? Из? До? От? С? Из-за? У? Для? Вместо?
1. Я перевожу текст ………. ……………………………….. (словарь).
2. Чай …………. …………………………… (сахар) невкусный.
3. Машина остановилась ……….. ……………………… (дом).
4. Дети бегали ………….. ……………………….. (стол).
5. Эти спортсмены приехали ……… ……………………….. ………………………. …………………………. ………………………………………. ……………………………. (Россия, Германия, Финляндия, Украина, Корея, Беларусь).
6. Люди выходят …………. …………………………………. (театр).
7. ……….. ………………………….. (Москва) ………….. …………………………………………….. (Санкт-Петербург) 649 ………………………. (километр).
8. …….. ……………………….. (утро) …….. ………………………. (вечер) мы работали в библиотеке.
9. ………….. ……………………….. (болезнь) профессора лекции не было.
10. Отпуск нужен ……… ………………………………………………………. (успешная работа).
11. …….. ………………………………………………. (эта женщина) красивый голос.
12. ……………… ………………………….. (лекция) будет экскурсия по музею.
13. Стол стоит ………… ……………………….. (окно).
Упражнение 6. Вместо точек вставьте нужные предложно-падежные формы, выражающие временные отношения.
1. … (ужин) я люблю слушать музыку. 2. … (среда) у нас контрольная работа. 3. … (10 минут) начнётся урок. 4. Я прочитал этот детектив … (одна ночь). 5. Он уезжает на родину … (всё лето). 6. … (5 лет) мы закончим университет.
Слова для справок: через, в, на, за.

Упражнение 7. Вместо точек вставьте нужные предложно-падежные формы, выражающие временные отношения.
1. … (вечер) мне надо решить все задачи. 2. … (утра) мы встаём в 8 часов. 3. … (3 месяца) я закончу подготовительный факультет. 4. В бассейн я хожу … (среды). 5. … (каникулы) студенты ездят на экскурсии. 6. … (экзамены) мы сдадим все зачёты.
Слова для справок: по, во время, до, через.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Упражнение 1. Вместо точек вставьте нужные предложно-падежные формы, выражающие временные отношения.
1. … (10 месяцев) мы хорошо изучили русский язык.
2. … (ответ) на вопросы преподавателя я очень волновался. 3. … (учёба) мы хорошо познакомились с Харьковом. 4. … (первый полёт человека в космос) прошло больше 50 лет. 5. … (полёт в космос) Ю. Гагарин служил в отряде космонавтов. 6. …(полёт в космос) Ю. Гагарин спокойно спал всю ночь.
Слова для справок: после, перед, во время, за
.
Упражнение 2. Вместо точек вставьте нужные предложно-падежные формы, выражающие временные отношения.
1. … (сдача экзаменов) мы пошли в кафе. 2. … (выход фильма на экраны города) его показывали на кинофестивале. 3. … (осмотр больного) врач вымыл руки. 4. … (футбольный матч) все «фаны» активно болели. 5. … (выступление на вечере) она сделала красивую прическу. 6. … (отъезда на родину) я попрощался со
своими преподавателями.
Слова для справок: перед, после, до, во время.

3. Написать сочинение на тему "Что я обязательно сделаю в будущем''.



''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''

Программа на 16-20 сентября

Урок 1.

СМЕХ-ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ

*Любите ли вы смеяться?
*Часто ли вы смеётесь?
*Каких выдающихся комиков вы знаете?

ПРОЧИТАТЬ РАССКАЗ ЧЕХОВА "ЛОШАДИНАЯ ФАМИЛИЯ".


У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Он полоскал рот водкой, коньяком, прикладывал к больному зубу табачную копоть, опий, скипидар, керосин, мазал щеку йодом, в ушах у него была вата, смоченная в спирту, но всё это или не помогало, или вызывало тошноту. Приезжал доктор. Он поковырял в зубе, прописал хину, но и это не помогло. На предложение вырвать больной зуб генерал ответил отказом. Все домашние — жена, дети, прислуга, даже поварёнок Петька предлагали каждый своё средство.... 

Ссылка на текст(http://ostrovok.de/old/classics/chekhov/story005.htm). 


 Картинки по запросу чехов лошадиная фамилия КАРТИНКИ

Картинки по запросу чехов лошадиная фамилия КАРТИНКИ

Вопросы к тексту

1.Можно ли назвать рассказ юмористическим?
2. На чем основан юмор этого рассказа?
3.Определите жанр произведения. (рассказ-анекдот)
4.Кто герои рассказа? (Генерал-майор, Булдеев, приказчик, поварёнок Петька, генеральша, слуги, дети)

5.Как начинается рассказ? Зачитайте. (“У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы”)


Обратите внимание, рассказ начинается стремительно. Читатель сразу же вводится в курс дела. Это первая особенность стиля Чехова.





Давайте прочитаем 



На улице стоит толпа. Подходит мужчина ,спрашивает:


-Что случилось?


-Да вот, памятник открывают.
-А кому?
-Чехову.
-Это который “Муму” написал?
-Да нет, “Муму” Тургенев написал.
-Чудно! “Муму” Тургенев написал,а памятник какому-то Чехову открывают.


  • В какой форме он представлен? (В форме диалога)


  • Что такое диалог? Из чего он состоит?


  • Сколько человек участвует в разговоре?

Интересно знать
 Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний. Знал ли Чехов об этом? 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 



Самостоятельно сочинить рассказ-анекдот.


Прочитать рассказ Чехова "Лошадиная фамилия".

---------------------------------------------------------------------------------

УРОК 2.

Прочитаем текст и ответим на вопросы


ЦАРЬ И РУБАШКА
(Сказка)
Один царь был болен и сказал: “Половину царства отдам тому, кто меня вылечит”. Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека, снять с него рубашку и надеть на царя — царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему — кто-то говорит: “Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?” Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

Ответить на вопросы
1.
1. Кому и за что царь готов был дать половину царства?
2. Для чего собрались мудрецы?
3. Что предложил один мудрец?
4. Почему послы царя ездили по  стране?
5. Почему они не могли найти счастливого человека? 
6. Какие слова однажды услышал царский сын?
7. Что приказал сделать царский сын?
8. Почему посланные царским сыном люди не смогли взять у счастливого человека его рубашку?
2. Закончите фразы из текста

"Половину царства я отдам тому,  кто...".
"Тогда собрались мудрецы и стали думать, как...".
"Надо найти счастливого человека, снять с него рубашку и ...".
"Царский сын обрадовался, приказал снять с этого человека...". 
"Посланные пришли к счастливому человеку и хотели взять у него рубашку, но счастливый был так беден, что...". 

3.Как вы понимаете слово "мудрец"?
4. Объясните по-русски, что такое сказка.

 СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ

*Что такое синоним?
*Что такое антоним?





 

 1.Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами:          

друг – приятель, товарищ;       отнять – отобрать, лишить, выхватить.  

2.Слова, противоположные по значению, называются антонимами:  
         
друг – враг,     высоко – низко,     день – ночь.  



Выполним упражнения

   Упражнение 1. Выделите пары прилагательных, которые являются антонимами.

Печальный – весёлый, быстрый – медленный, сильный – робкий, 

трудолюбивый – ленивый, широкий – глубокий, смелый – храбрый, ранний – поздний. 

 Выделите пары слов, которые являются синонимами.

Верный – преданный, сторож – сторожка, учитель – преподаватель, 

ученик – учёба, высоко – низко, смелый – мужественный, починил – сломал.


Упражнение 2. 
В приводимых ниже предложениях найдите 
синонимы: 
 1) существительного спор

1. Николай сам увлекся спором о том, вытеснит ли 
атомная энергия электрическую (Кетл.). 2. Земские со- 
брания с речами и дебатами всегда привлекали массу 
публики (Скиталец). 3. В кружках развертывались това- 
рищеские дискуссии как по злободневным вопросам 
политической жизни, так и по прочитанным книгам 
(М. И. Калинин). 


Упражнение 3. Подберите антонимы к следующим словам. 

Волновать, любить, разрушать, ругать; 
война, награда, радость, трусость; внутри, все- 
гда, много, небрежно, раньше.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.Прочитать дома рассказ Максима Горького "Первый раз я увидел эту женщину". 


2. ВЫПОЛНИТЬ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1.  В приводимых ниже предложениях найдите 
синонимы: 

прилагательного смелый: 

1. Никита был смелый мальчик (А. Н. Т.). 2. Отваж- 
ные, грубые лица матросов были возбуждены (Фед.). 
3. Хаджи бесстрашный не садился ни разу даром на ко- 
ня (Л.). 4. Это был герой, решительный, неустрашимый 
человек (Ч.).

Упражнение 2. Укажите антонимы в приводимых ниже пред- 
ложениях. 


1. Я царь — я раб, я червь — я бог (Держ.). 2. Сам 
толст, его артисты тощи (Гр.). 3. Дома новы, но предрас- 
судки стары (Гр.). 4. Твой взор насмешлив и ужасен, ты 
безобразен, он прекрасен (П.). 5. Ты богат, я очень бе- 
ден. Ты прозаик — я поэт (П.). 6. Мне грустно потому, 
что весело тебе (Л.). 7. И ненавидим мы, и любим мы 
случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви (Л.). 
8. Была без радостей любовь — разлука будет без печали 
(Л.). 9. День цветем, неделю вянем (М. Г.). 10. Ученье — 
свет, неученье — тьма (поел.). 11. Готовь сани летом, а 
телегу зимой (поел.). 12. Сытый голодного не разумеет 
(поел.). 13. Худой мир лучше доброй ссоры (поел.). 14. Мягко 
стелет, да жестко спать (поел.). 15. Кто много говорит, 
тот мало делает (поел.).







Комментариев нет:

Отправить комментарий