8 класс

Программа на 23-27 сентября

Урок 1.

Потому что (так как) — причина 
Поэтому — следствие 
Упражнение 3. Трансформируйте два простых предложения в сложное,
используя союз потому что.
Образец: Том записался в теннисный клуб. Ему нравится теннис. Том записался в
теннисный клуб, потому что ему нравится теннис.
1. Возьми зонт. На улице идет дождь. 2. Он не учил урок. У него болела
голова. 3. Вчера у нас было весело. К нам приходили гости. 4. Анна всегда
хорошо отвечает. Она серьезно готовится к урокам. 5. Я не могу идти в театр. Я
занята. 6. Дети не хотят есть. Они уже пообедали. 7. Анвар прекрасно говорит
по-русски. Он уже несколько лет живет в России. 8. Мы не пойдем в кино. Мы
уже смотрели этот фильм.
Упражнение 4. Трансформируйте два простых предложения в сложное,
используя союз поэтому.
Образец: Том записался в теннисный клуб. Ему нравится теннис.
Тому нравится теннис, поэтому он записался в теннисный клуб.
1. Лена бегло читает по-русски. Она много занимается. 2. Студенты плохо
написали контрольную работу. Они не повторили спряжение глаголов. 3. Меня
не было на вечере. Я был занят. 4. Мой брат не купил билеты в театр. У него не
было денег. 5. Ты опоздал. Ты поздно встал.
Упражнение 5. Из двух простых предложений составьте одно сложное,
используя союз потому что или поэтому.
1. Марта хорошо отдохнула. Она прекрасно выглядит. 2. Пора спать.
Уже поздно. 3. У нас много работы. Надо спешить. 4. Анна не пойдет на
выставку. Она уже посмотрела эту экспозицию. 5. Они не любят друг друга.
Они не поженятся. 6. Ольга и Ирина проводят вместе много времени. Они
так похожи. 7. Я не купила хлеб. Я не взяла денег. 8. Лекция окончилась.
Студенты вышли из аудитории. 9. Студент хорошо подготовился к экзамену.
Он получил высокую оценку. 10. Преподаватель ушел на перерыв. У студентов было много вопросов. 11. Я поступил на факультет журналистики. Я
хочу стать журналистом.
Упражнение 7. Закончите предложения.
1. Вчера его не было в классе, потому что…
2. Вчера его не было в классе, поэтому…
3. Он плохо отвечал урок, потому что…
4. Он плохо отвечал урок, поэтому…
5. Мы изучаем русский язык только месяц, поэтому…
6. Он хорошо говорит по-французски, потому что…
7. Она очень любит балет, поэтому…
8. Вчера он не ходил в театр, потому что…
Упражнение 8. Ответьте на вопросы.
1. Почему вы решили приехать в Россию? 2. Почему он до сих пор не
сдал книги в библиотеку? 3. Почему маленькие дети предпочитают лимонад
минеральной воде? 4. Почему люди спорят? 5. Почему Айша всегда опаздывает на занятия? 6. Почему Рита не хочет участвовать в вечере? 7. Почему смеяться полезно?
Упражнение 9. Прочитайте предложения, вставляя союзы поэтому,
потому что, так как.
1. Весь день мы сидели дома,. … на улице шел дождь. 2. Вчера он не был в
бассейне. … простудился. 3. Она очень любит балет, … не пропускает ни одного
спектакля. 4. Я немного опоздал, … зашел сфотографироваться. 5. Вечерние
прогулки улучшают сон, … перед сном рекомендуется пройтись по свежему
воздуху. 6. Гормоны играют важную роль в организме, … они являются
причиной роста и развития. 7. Непременным условием жизнедеятельности
человека и животных является непрерывное движение крови в организме, …
кровь обеспечивает нормальный обмен веществ. 8. Все пищеварительные ферменты вызывают растворение в воде исходных веществ, … огромная роль в пищеварении принадлежит этим химическим веществам.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1. Трансформируйте придаточные предложения причины
в придаточные следствия. Замените союзы потому что, так как союзом
поэтому, делая необходимые изменения в порядке следствия частей
предложения.
1. Он получил отличную оценку, так как без ошибок выполнил работу.
2. Студент добился больших успехов, так как много работал. 3. Я не смог сделать
домашнее задание, потому что не понял его. 4. Тренировки необходимо
проводить систематически, так как их положительные результаты исчезают
через 3-6 месяцев бездеятельности. 5. Листья растений имеют зеленую окраску,
так как их клетки содержат пигмент-хлорофилл. 6. Водород, кислород, углерод и
азот являются основными элементами живого организма, так как они составляют около 97% его массы. 7. Самое распространенное неорганическое соединение в
живых организмах – это вода, потому что многоклеточные организмы на 80% состоят из нее.
 2. Написать сочинение по теме ''Глобальные проблемы современности''.

''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''

Урок 2.

Классная работа
  • Глаголы движения.
Пойти, прийти, поехать, приехать:
Упражнение 1. Прочитайте предложения, вставляя глаголы пойти
или поехать в нужной форме.
1. Елена взяла деньги и … в аптеку. 2. Нельсон захотел есть и … в
столовую. 3. Он сел в такси и … на вокзал. 4. Вчера мы решили посмотреть
новый фильм и … в кино. 5. Студенты сдали экзамены и … на экскурсию в
другой город.
Упражнение 2. Прочитайте предложения, вставляя глаголы прийти
или приехать в нужной форме.
1. Вчера я … в университет в 12 часов. 2. Мой брат … из Петербурга на
прошлой неделе. 3. Эта студентка … в Белгород в прошлом году. 4. Мы … сюда
10 минут назад. 5. Скоро ко мне … друг. 6. Я … домой поздно вечером.
Войти, выйти, въехать, выехать:
Упражнение 3. Прочитайте предложения, вставляя глаголы
движения.
1. Мы … на машине рано утром. 2. Антон получил телеграмму и сразу … в
Одессу. 3. По-моему, мы очень рано … : у нас есть еще время, минут 40.
4. Соревнования будут в среду, но наша команда уже … в Москву. 5. На сцену …
артист. 6. У меня грипп и мне нельзя … на улицу.

Упражнение 4. Дополните предложения.
1. В аудиторию вошел Самир. Анвар и Лена … за ним. 2. В столовую
вошла Аниса, за ней … Борис. 3. Машина въехала в лес, а за ней … автобус. 4.
Студенты вошли в зал, а за ними … преподаватель. 5. – Извините, я опоздал.
Можно … ? – … !
Упражнение 5. Вставьте вместо точек нужные глаголы движения с
префиксами по-, при, в (во)-, вы- или без префиксов.
1. Сегодня мы собираемся … в клуб на концерт. 2. Когда мы … в театр,
билетов уже не было. 3. В воскресенье мы собрались … в Харьков, но не … ,
потому что не … автобус. 4. Подождите, пожалуйста, немного! Декан … на
минуту и скоро должен … . 5. В субботу мы решили … в лес. Мы … на вокзал,
купили билеты, сели в электричку и … . Домой мы … поздно. 6. Умар еще не …
домой? 7. Анвар только что … в комнату. 8. Виктор, ты не знаешь, из какой
страны … этот студент? 9. Ты уже … ? Я решил пойти в библиотеку. Ты не хочешь … со мной? 10. Футбольный мяч … в окно и разбил стекло. 11. Я … из
дома и … по улице. 12. Машина … во двор, остановилась и из нее … молодой
человек с цветами. 13. Птица … в открытое окно и сразу же … в сад.
14. Недавно мы … в новую квартиру.
Упражнение 6. Вставьте вместо точек глаголы движения (идти – ходить) с префиксами: по-, вы-, в(о)-, при-, пере-.
1. … в другую комнату, там светлее. 2. Мы … через мост и … на улицу
Лермонтова. 3. По проспекту Славы мы … прямо, потом … на другую сторону и
… к музыкальному училищу. 4. В институт мы … вовремя и со звонком … в
аудиторию. 5. После занятий мы … в столовую, а оттуда … в библиотеку
заниматься. 6. Обычно в общежитии мы … довольно поздно. 7. Сегодня хорошая
погода и я … из дома подышать свежим воздухом. 8. … к нам в субботу, мы
будем очень рады вас видеть. 9. В это году к нам в университет … студенты из
Италии. 10. В котором часу … ваш самолет? 11. Мы сели в лодку и … на другую
сторону реки.
Упражнение 7. Перепишите предложения. Образуйте от глаголов,
данных в скобках, глаголы с нужными префиксами: при-, до-, под-. Вместо
точек поставьте нужный предлог.
1. В саду Саша увидел Надю и (идти) … (она). 2. 22 февраля наша
делегация (ехать) … (Москва). 3. – Ну, как вы (ехать)? Мы (ехать) хорошо. 4. В
воскресенье мы (ехать) … (друзья). Мы (ехать) на метро … (станция) «Парк
культуры» и там сделали пересадку. 5. Вечером мы (идти) … (деревня). 6. На
пятый день мы (ехать) … (граница). 7. Мы (идти) … (площадь) и (идти) …
(памятник).

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1. Вместо точек вставьте переходные глаголы
движения в нужной форме. Следите за употреблением видов глаголов.
Нести – носить
1. Мальчик … книги в библиотеку. 2. Мать купила сыну новый костюм и сказала, чтобы он … его аккуратно. 3. По дороге на вокзал я встретил человека, который … тяжѐлую сумку. 4. Ученики часто … цветы своей учительнице. 7. Мама, пожалуйста, … скорее обед, мы очень голодны.
Везти – возить
1. На этой машине всегда … рабочих на стройку. 2. Я спросил у шофѐра:
«Что вы … ?» 3. Каждый день эта машина … почту в город. 4. Когда Махмуд возвращался из России домой, он … подарки своим родным. 5. Почтальон …
письма, газеты, журналы. 6. Сегодня он … особенно много писем.
Вести – водить
1. Отец идѐт на работу и … маленького сына в детский сад. 2. Машинист
… поезд. 3. Когда мы ехали в горы, водитель умело … машину. 4. Старший брат
очень любит музыку и каждую субботу … младшего брата в оперу или на
концерт. 5. У вас есть собака? Вы еѐ … по утрам гулять? 6. Мне очень хочется
познакомиться с твоими друзьями. … меня к ним! 7. Я всегда … машину
осторожно.
Упражнение 2. Вместо точек вставьте нужный глагол с префиксами
по-, в-, вы- при-, у-. Следите за употреблением видов глаголов.
Нести – носить
1. Кто звонил? Это почтальон – … заказное письмо. 2. Малыш долго
плакал. Мать взяла его на руки и … к врачу. 3. Серѐжа, … , пожалуйста, ведро во
двор. 4. Когда Саша идѐт в библиотеку, он всегда … интересные книги.
5. Официант … грязную посуду и через несколько минут … нам ужин.
7. Помогите, пожалуйста, … чемоданы из коридора в комнату.
Везти – возить
1. Россия … свою продукцию в другие страны. 2. В наш магазин
ежедневно … свежие овощи и фрукты. 3. Я не … своих друзей в центр города, а решил показать им окрестности. 4. Когда я ехал учиться, я … из дому свой
любимые книги.

'''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''''

Программа на 16-20 сентября
Урок 1.

Классная работа
Выполнить упражнения

Упражнение 1. Определите разряд прилагательного.Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание;гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник;звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

Упражнение 2. В каком словосочетании прилагательное качественное?а) оловянный солдатик, б) оловянные глаза, в) свинцовые тучи, г) свинцовая пуля, д) стальной нож, е) стальные мускулы, ж) лисья речь, з) лисья нора. 

Упражнение 3. От какого прилагательного можно образовать краткую форму?
а) долгий, б) стальной, в) заячий, г) журавлиный, д) вязкий, е) горячий.

Упражнение 4. Образуйте притяжательные прилагатель­ные от данных существительных. По­ставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р.
Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.
• Найдите суффиксы во всех записанных формах.

Упражнение 5
. Определите разряд прилагательных.
деревянная (походка), классный (пловец), чужой, рыжий, чуждый,пушкинская (квартира), ситцевый (платок), классная (комната), (город) вязовый, босой
крокодиловы (слезы), в пушкинском (стиле), человеческие (слабости
куриный, стальная (проволока), волчий (аппетит), детские (забавы),
отцовский (дом), голый, (брат проявил) отцовскую (заботливость).


Упражнение 6. Определите разряд прилагательных.
детское (время), университетский (товарищ), дочерняя (комната)
одинаков ый, театральный (жест), клеверные (поля),волчий (хвост),
допотопное (животное),дочернино (платье),вязовая (кора)
театральный (сезон), дочерняя (фирма), допотопная (мораль).
Упражнение 7. В каком ряду все слова являются именами прилагательными?А) могуч, первый, сильное, лисийБ) беспощаден, выдуман, цветной, белаВ) нетерпеливый, должен, хаки, сытыйГ) одетый, несчастный, злой, высказан

Упражнение 8. Качественные прилагательные – это прилагательные, обозначающие ...А) материал, из которого сделан предметБ) признак по его принадлежностиВ) признаки, указывающие на различные качества предмета

Упражнение 9. Укажите относительные прилагательные.А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег)Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф)В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда)



Упражнение 10. Укажите притяжательные прилагательные.
А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик)Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет)В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Упражнение 1.Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопщрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.


Упражнение 2.
 В каком ряду все прилагательные качественные?А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадкаБ) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопросВ) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голо
Упражнение 3. В каком ряду все прилагательные относительные?А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцоБ) утренняя почта, серебряный голос, папин шарфВ) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо

Упражнение 4. В каком ряду все прилагательные притяжательныеА) волчий вой, заячий тулуп, лисья речьБ) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирогВ) стиральная машина, мясной бульон, лисья норa

---------------------------------------------------------------------------------

Урок 2.


Классная работа 
  • Рассказ «Антиквар». Обсуждение по теме «Взаимоотношения разных поколений».
  • Разница в употреблении благодаря, из-за, от: 
БЛАГОДАРЯ (чему) + им. сущ. Д.п.
ИЗ-ЗА (чего) + им. сущ. Р.п.
Конструкция благодаря + сущ. Д.п. обозначает причину, способствующую
реализации действия и отвечает на вопрос благодаря чему?/кому?
Конструкция из-за + сущ. Р.п. обозначает причину,
препятствующую реализации действия и отвечает на вопрос из-за чего?/кого?
ОТ чего? + им. сущ Р.п.
Эта конструкция обозначает причину изменения состояния лица
или предмета и отвечает на вопрос от чего?
(дрожать от страха; краснеть от стыда)
Упражнение 1. Ответьте на вопросы, употребляя в ответах слова
из скобок с предлогами от, из-за, благодаря:
1. Почему он не пришел на занятия? (болезнь).
2. Почему плакала сестра? (радость)
3. Почему он не выполнил эту работу? (недостаток времени).
4. Почему он успешно сдал экзамены? (помощь друзей).
5. Почему она очень побледнела? (волнение)
6. Почему они не пошли на экскурсию? (плохая погода)
7. Почему мальчик закричал? (испуг)
8. Почему русские космонавты смогли совершить успешные полеты в
космос? (большие достижения в области техники)
9. Почему поездка не состоялась? (сильный снегопад)
10. Почему его сестра не позвонила? (сильное волнение)
11. Почему вы вчера не ходили на пляж? (сильный шторм)
12.Почему студенты сделали так много ошибок? (невнимательность)
Упражнение 2. Придумайте предложения с данными
сочетаниями: от горя, из-за товарища, благодаря помощи, от счастья, из-за
погоды, благодаря вниманию товарищей.
Упражнение 3. Восстановите предложения.
1) От, обида, он, заплакать.
2) Наука, развитие, благодаря, космос, человек, полететь, в.
3) Анна, от. воскликнула, страх.
4) Он, лекция, из-за, пропустил, болезни.
5) Счастье, смеяться, она, от.
6) Забота, благодаря, врачи, поправиться.
7) Из-за, дороги, снегопад, занести.
Домашняя работа 
  • Напишите сочинение по теме: «Понимание между людьми разных поколений».
  • Выполните упражнения:
  • Из двух простых предложений составьте сложное предложение, используя союзы потому что, так как, благодаря тому что, из-за того что, поэтому.
    1. Движение транспорта приостановлено. Произошла авария.
    2. Декан в командировке. Пока этот вопрос не может быть решен.
    3. Студент долго болел. Он просит перенести сессию.
    4. Ученый обладал высокой трудоспособностью. Ученому удалось
    получить хорошие научные результаты.
    5. Одни органы животных развиваются, а другие ослабевают и исчезают.
    Происходит изменение внешней среды.
  • Составьте предложения с союзами:
Благодаря, от, из-за, потому что, поэтому, так как. 
Урок второй 

Прогрaмма на 9-13 сентября

Имя прилагательное

Значение и грамматические признаки имени прилагательного.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей?
Примечание.
Под признаком в грамматике принято понимать свойства, принадлежность, количества и тд., характеризующие предметы.
По значению и форме различают разряды прилагательных: качественные, относительные и притяжательные.
Имена прилагательные завися от существительных, согласуются с ними, т.е. ставятся в том же падеже, числе, роде, что и существительные, к которым они относятся.
Начальная форма имен прилагательных — именительный падеж в единственном числе мужского рода. Имена прилагательные бывают в полной и в краткой форме (только качественные).
В предложении прилагательные в полной форме, как правило, бывают согласованными определениями, иногда являются именной частью составного сказуемого.
Прилагательные в краткой форме употребляются только как сказуемые.
Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степень.

Качественные прилагательные.

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.
Качественные прилагательные обозначают признак предмета по:
  • форме (прямой, угловатый)
  • размеру (узкий, низкий)
  • цвету (красный, лимонный)
  • свойству (прочный, вязкий)
  • вкусу (горький, соленый)
  • весу (тяжелый, невесомый)
  • запаху (пахучий, ароматный)
  • температуре (теплый, прохладный)
  • звуку (громкий, тихий)
  • общей оценке (важный, вредный)
  • и др.
Большинство качественных прилагательных имеет полную и краткую формы.
Полная форма изменяется по падежам, числам и родам.
Прилагательные в краткой форме изменяются по числам и родам. Краткие прилагательные не склоняются; в предложении употребляются как сказуемые.
Некоторые прилагательные употребляются только в краткой форме: горазд, рад, должен, надобен.
Некоторые качественные прилагательные не имеют соответствующей краткой формы: прилагательные с суффиксами, обозначающие высокую степень признака, и прилагательное, входящие в состав терминологических наименований (скорый поезд, глубокий тыл).
Качественные прилагательные могут сочетаться с наречием очень, иметь антонимы.
Качественные прилагательные имеют сравнительную и превосходную степени сравнения. По форме каждая степень может быть простой (состоит из одного слова) и составной (состоит из двух слов): более твердый, самый тихий.
Сравнительная степень.
Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак появляется в большей или меньшей степени, чем в другом.
Превосходная степень.
Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому - либо признаку.

Относительные прилагательные.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.
Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов.
Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).
Относительные прилагательные обозначают:
  • материал (деревянная ложка, глиняный горшок)
  • количество (пятилетняя дочь, двухэтажный дом)
  • место нахождения (речной порт, степной ветер)
  • время (прошлогодний план, январские морозы)
  • назначение (стиральная машина, пассажирский поезд)
  • вес, длину, меру (метровая палка, квартальный план)
  • и др.

Притяжательные прилагательные.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

Морфологический разбор имени прилагательного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
2. Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
1) у качественных:
а) степень сравнения,
б) краткая и полная форма;
2) У всех прилагательных:
а) падеж,
б) число,
в) род.
III. Синтаксическая роль.

Выполните задания

  1. 1) К данным существительным подобрать качественные прилагательные: речь  лаконичная, интересная, увлекательная.
  1. Море, поездка, дождь, труд.
    2) К данным существительным подобрать относительные прилагательные: 
  2. время местное, московское, осеннее.
  3. 1) К существительным подобрать качественные и относительные прилагательные: роща старая берёзовая.
    Книга, часы, луга, дом, предмет.

3) Подобрать синонимы к прилагательным:

Железная воля, золотые руки, ледяной взгляд, свинцовые облака, открытый характер, золотое сердце, серебряный голос.

4) Придумать словосочетания с этими же прилагательными, но уже в прямом значении, например, железная воля – железная дверь.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Упражнение 1.Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).
Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля, свинцовые тучи, городской парк, тяжёлый портфель, тяжёлая промышленность, глухой старик, глухой согласный, дедов кабинет, Машина работа, синицыно гнездо, гусиная лапка, собачья конура, волчья пасть, волчья шуба, волчий аппетит, оленьи рога, морская пехота, собачий холод, Катюшин велосипед, точильный станок, змеиный яд, змеиная улыбка, постное масло, постное лицо, мышиный хвостик, соседкин сад, грандиозные планы, наблюдательный человек, трагическая судьба, деревянный голос, куриная лапка, куриный суп, беличий воротник, железная воля, дедовы слова, птичий гомон, заячья шапка, декабрьские морозы, школьная форма, Серёжин портфель, Баренцево море, Берингов пролив.

Упражнение 2. Определите разряд прилагательных.

  • детское (время), университетский (товарищ), дочерняя (комната)
  • одинаковый, театральный (жест), клеверные (поля),волчий (хвост),
  • допотопное (животное),дочернино (платье),вязовая (кора)
  • театральный (сезон), дочерняя (фирма), допотопная (мораль).

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Урок 2.

СКЛОНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам. 
Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.
Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Единственное числоМножественное число
Женский р.Мужской р.Средний р.
И.Какая?Какой?Какое?Какие?
Р.Какой?Какого?Какого?Каких?
Д.Какой?Какому?Какому?Каким?
В.Какую?Какого?(одуш.)
Какой?
Какое?Каких?(одуш.)
Какие?
Т.Какой?Каким?Каким?Какими?
П.О какой?О каком?О каком?О каких?

Склонение качественных и относительных прилагательныхВажно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса. В следующей таблице указаны соответствия окончаний падежных вопросов прилагательных и самих слов.Склонение прилагательных женского рода в единственном числе


Склонение прилагательных мужского рода в единственном числе

ВопросыПримеры - ЫЙПримеры - ОЙПримеры - ИЙ
И.Какой?Валютный рынокПростой выборВнешний долг
Р.Какого?Валютного рынкаПростого выбораВнешнего долга
Д.Какому?Валютному рынкуПростому выборуВнешнему долгу
В.Какого(одуш.)
Какой?
?
Валютного спекулянта
Валютный рынок
Простого человека
Простой выбор
Внешнего партнера
Внешний долг
Т.Каким?Валютным рынкомПростым выборомВнешним долгом
П.О каком?Валютном рынкеПростом выбореВнешнем долге


Склонение прилагательных среднего рода в единственном числе

ВопросыПримеры - ОЕПримеры - ЕЕ
И.Какое?Акционерное обществоПрежнее знакомство
Р.Какого?Акционерного обществаПрежнего знакомства
Д.Какому?Акционерному обществуПрежнему знакомству
В.Какое?Акционерное обществоПрежнее знакомство
Т.Каким?Акционерным обществомПрежним знакомством
П.О каком?Акционерном обществеПрежнем знакомстве


Склонение прилагательных во множественном числе

ВопросыПримеры - ЫЕПримеры - ИЕ
И.Какие?Биржевые операцииЕвропейские державы
Р.Каких?Биржевых операцийЕвропейских держав
Д.Каким?Биржевым операциямЕвропейским державам
В.Каких(одуш.)
Какие?
?
Биржевых брокеров
Биржевые операции
Европейских инвесторов
Европейские державы
Т.Какими?Биржевыми операциямиЕвропейскими державами
П.О каких?Биржевых операцияхЕвропейских державах


Склонение притяжательных прилагательных
Склонение прилагательных женского рода в единственном числе

ВопросыПримеры на - ОВА (-ЕВА)Примеры –ЯПримеры –ИНА (-ЫНА)
И.Чья?Отцова квартираЛисья повадкаМамина шаль
Р.Чьей?ОтцовойЛисьейМаминой
Д.Чьей?ОтцовойЛисьейМаминой
В.Чью?ОтцовуЛисьюМамину
Т.Чьей?ОтцовойЛисьейМаминой
П.О чьей?ОтцовойЛисьейМаминой


Склонение прилагательных мужского рода в единственном числе

ВопросыПримеры на - ОВ (-ЕВ)Примеры –ИЙПримеры –ИН (-ЫН)
И.Чей□?Петров□ садЧеховский геройДядин□ дом
Р.Чьего?ПетроваЧеховскогоДядиного
Д.Чьему?ПетровуЧеховскомуДядиному
В.Чей□?
Чьего?
Петров□
Петрова сына
Чеховский сад
Чеховского героя
Дядин□ дом
Дядиного внука
Т.Чьим?ПетровымЧеховскимДядиным
П.О чьем?ПетровомЧеховскомДядином


Склонение прилагательных среднего рода в единственном числе

ВопросыПримеры на - ОВО (-ЕВО)Примеры –ЕПримеры –ИНО (-ЫНО)
И.Чьё?Отцово делоВолчье чутьеМамино платье
Р.Чьего?ОтцоваВолчьегоМаминого
Д.Чьему?ОтцовуВолчьемуМаминому
В.Чьё?ОтцовоВолчьеМамино
Т.Чьим?ОтцовымВолчьимМаминым
П.О чьем?ОтцовомВолчьемМамином


Склонение прилагательных во множественном числе

ВопросыПримеры на - ОВ (-ЕВ)Примеры –ИЙПримеры –ИН (-ЫН)
И.Чьи?Отцовы делаВолчьи повадкиМамины платья
Р.Чьих?ОтцовыхВолчьихМаминых
Д.Чьим?ОтцовымВолчьимМаминым
В.Чьи?ОтцовыВолчьиМамины
Т.Чьими?ОтцовымиВолчьимиМамиными
П.О чьих?ОтцовыхВолчьихМаминых


Несклоняемые имена прилагательные. Это особая группа слов, чаще всего заимствованных, которые обозначают признаки предмета, но не изменяются по числам, падежам и родам. Эти категории у них определить невозможно. Они очень похожи на несклоняемые существительные, но важно их различать: мини, макси, беж, маренго, индиго, хаки.
Субстантивированные прилагательные, т. е. прилагательные ставшие существительными, сохраняют свою систему склонения.




 ВопросыПримеры - АЯПримеры - ЯЯИ.Какая?Прибыльная компанияСиняя папкаР.Какой?Прибыльной компанииСиней папкиД.Какой?Прибыльной компанииСиней папкеВ.Какую?Прибыльную компаниюСинюю папкуТ.Какой?Прибыльной компаниейСиней папкойП.О какой?Прибыльной компанииСиней папке


И.Командировочные?БольнойУчительская
И.Командировочные?БольнойУчительская
Р.Командировочных?БольногоУчительской
Д.Командировочным?БольномуУчительской
В.Командировочные?БольногоУчительскую
П.Командировочных?БольномУчительской




 Упражнение 1. Списать, ставя данные в скобках имена прилагательные в 

дательном падеже. Окончания прилагательных выделить.


К (скорый(утренний) поезду, по (нежный) запаху, к (соседний) 

лугу, по (широкий) (длинный) оврагу, по (ветхиймостику, к

(вечерний) чаю, к (огромный) мосту.

Составить и записать 1–2 предложения с данными 

словосочетаниями.

 Упражнение 2. К данным глаголам приписать словосочетания 
прилагательное + существительное в дательном падеже. 
Выделить окончания прилагательных.
Причалили к …, подошли к …, помогал …, готовились к …, нашли 
по …, подъехали к 
….
С одним из словосочетаний составить и записать предложение, 

сделать его разбор.

 Упражнение 3. Списать, вставить пропущенные буквы, выделить 

окончания имён прилагательных, указать их род, падеж.

Сильн__ утренн__ мороз1 сковал ручьи. Река течёт по широк__ 

длинн___ оврагу. Добр__ человека добр__ словом вспоминают. 

Крик перепела доносится с ближн__ ржан___ поля.
      Упражнение 4. Списать, ставя прилагательные в нужном падеже. Выделить их окончания, обозначить падеж.

Со (свежий) вареньем, на (морозный) воздухе, над (верхний) 

этажом, в (быстрый) течении, в (теплый, меховой) полушубке, 

за (дальний, сосновый) лес.

 Упражнение 5. Списатьставя прилагательные в нужном падеже. 

Выделить их окончания, указать падеж.

В (передний) углу, на (грозный, далекий) севере, с (ловкий, 

подвижный) щенком, на (светлый) солнце, с (неуклюжий) 

медвежонком, в (дремучий) лесу.

 Упражнение 6. К данным глаголам подобрать и записать 

словосочетания прилагательное + существительное (мужского 

или среднего рода) в творительном и предложном падежах. 

Выделить окончания имён прилагательных, указать падеж.

Дышали ..., учились ..., мечтали ..., пролетел над ..., встретился с 
..., рассказать о ..., участвовать в…




,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Проект "Сам себе режиссёр".


Участники проекта: 6-8 классы

Цель проекта:  создать собственный короткометражный фильм.

Ход проекта:  проект состоит из 2 частей

1. Участники проделывают исследовательскую работу. С помощью которого должны написать небольшую статью про историю кино и режиссуру. 

Поисковые задания.


1. История кино. 


2. Современное кино.


3. Тонкости режиссёрства


4. Жанры кино


2. Участники проекта делятся на 3 группы. И исходя из своих наблюдений снимают короткометражный фильм на основе детально разработанного сценария. 



Материалы для изучения





Комментариев нет:

Отправить комментарий